История аэропорта

История аэродрома Йошкар-Ола началась 3 октября 1938 году.

Первоначально аэродром носил название Павловский. На аэродроме базировался Йошкар-Олинский аэроклуб.

Во время Великой Отечественной войны на аэродроме работала эвакуированная из города Ленинграда Военно-воздушная академия, кроме того здесь базировался учебно-боевой полк.

В 1958 году, в связи с развитием гражданской авиации и с необходимостью осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов было принято решение на территории аэродрома «Павловский» начать строительство гражданского аэропорта. Таким образом, история аэропорта Йошкар-Ола, которым он стал именоваться впоследствии, началась 20 октября 1958 года. 11 февраля 1959 года аэродром был передан для эксплуатации 148 авиаотряду Поволжского управления гражданского воздушного флота.

Первым руководителем аэропорта был назначен Виктор Иванович Лобанов, он был командиром объединенного Авиационного отряда и начальником аэропорта до 1984 года. Авиаотряд выполнял полеты внутри Республики. Отряд эксплуатировал самолеты Як-12 и Ан-2.

В мае 1962 года было открыто воздушное сообщение Йошкар-Ола — Москва. В 1965 году был принят первый АН-24.

В 1970 году возведено основное здание аэровокзала, а в 1980 — построена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1600 метров.

20 октября 1980 была сформирована эскадрилья Ан-24 и Йошкар-Олинский авиотряд получил статус объединенного.

В 60-90-е годы прошлого века обеспечивались воздушные грузовые, почтовые, пассажирские перевозки в города Свердловск, Куйбышев, Белоярск, Игрим, Березово, Ростов, Минеральные Воды, Краснодар, Самара, Саратов, Симферополь, Ленинград и другие города страны. В объединенный авиаотряд был передан самолет Ан-32, на котором выполнялись грузовые перевозки по всему Советскому Союзу.

В 1988 году было выполнено удлинение взлетно-посадочной полосы до 2400 метров и аэродром получил допуск на прием воздушных судов типа Ту-134. Авиапарк летного отряда насчитывал 60 самолетов Ан-2, 6 самолетов Ан-24, 1 самолет Ан-32.

С приходом 90-х годов вплоть до середины 2000-х аэропорт постепенно перестал функционировать, как Воздушная гавань и только 2007 году было приняло решение о создании нового государственного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».

С июля 2008 года были открыты регулярные пассажирские авиарейсы по маршруту «Йошкар-Ола – Москва». В летние месяцы выполнялись полеты до аэропорта Белоярск.

В настоящее время, в соответствии с Индивидуальной программой социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 927-р), ведётся планомерная работа по подготовке и реконструкции аэропортового комплекса «Йошкар-Ола» который станет современным элементом транспортной инфраструктуры не только на Республиканском, но и на Федеральном уровне.

Аэропорт «Йошкар-Ола» является членом Ассоциации «Аэропорты России» и включен в Государственный реестр аэродромов Российской Федерации.

Значимые события в истории аэропорта:

  • 3 октября 1938 года — Постановление Совета народных комиссаров МАССР — «Об отводе площади под аэродром аэроклуба имени Наты Бабушкиной
  • 21 июля 1948 года — Постановление Совмина МАССР № 747 «О передаче Павловского аэродрома Республиканскому оргбюро ДОСААФ.
  • 20 октября 1958 года — закрытие Медведевского аэродрома и выполнение авиационных, грузопассажирских перевозок с Павловского аэродрома (ныне аэропорт Йошкар-Ола).
  • 20 октября 1980 года — Приказом Поволжского территориального управления гражданского воздушного флота сформирована эскадрилья самолетов Ан-24 на территории аэропорта Йошкар-Ола.
  • 26 февраля 2007 год— Постановление Правительства Республики Марий Эл «О создании Государственного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».